Администрация городского округа Жигулевск Самарская область
445350, г.о. Жигулевск, ул. Пушкина,17, тел. 8 (84862) 2-45-43, факс 8 (84862) 7-91-80, e-mail: kanz@admzhg.ru
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


Чтобы помнили

О первом колхозе

26.03.2015

    Теперь мало кому известно, что Самарский край почти 100 лет назад принял участие в эксперименте по построению социализма в отдельно взятой деревне. Это было первое зёрнышко  для проверки на всхожесть манящей к себе красивой мечты о построении самого счастливого общественного строя  на Земле – коммунизма, о пути к счастью через равенство и братство. К тому времени эксперименты по созданию модели социалистического общества на отдельно взятой фабрике, проводимые Робертом Оуэном (или Овеном, как в старых источниках) провались с убытками для хозяина-экспериментатора. Оуэн сам рассчитал потребный уровень зарплаты рабочих, чтобы «жить достойно»,  выплачивал её рабочим, а затем пытался реализовать произведённую фабрикой продукцию на рынке, насыщенной подобными товарами, производимыми на фабриках капиталистов. Увы, практика не подтвердила возможность существования такой модели производства и общества в окружении более производительных фабрик с капиталистической формой производства.

   Вся мировая печать, следившая за этим необычным экспериментом, опубликовала неутешительный для социалистов-романтиков вывод: социализм может существовать или во всём мире, или нигде. Конкуренции ему не выдержать. Романтики стали подыскивать страну, для более масштабного эксперимента. Престарелого Бисмарка как-то спросили, что он думает о марксовой теории?  «Идея безусловно красивая, но для её реализации нужно сначала выбрать страну, которую не жалко» - ответил он.  Эти выводы вошли и в дореволюционную Российскую энциклопедию.  Но красивые идеи привлекают к себе не точностью выверенных экономических формул, а именно красотой.  А в бедных и неграмотных странах, к коим относилась Российская Империя, общество созревало для бунта. И для эксперимента.  

   Здесь на уголовно-политической сцене появляется наш герой – приверженец марксизма, проживавший в Швейцарии гражданин Германии  Фридрих Платтен, ныне практически забытый, но сыгравший в нашей истории зловещую роль.  Это ему, имевшему таинственные связи с Германским военным командованием, каким-то образом удалось организовать проезд в революционную Россию из Швейцарии в «запломбированном вагоне» Ленина с товарищами по эмиграции. Удивительность того события заключалась в путешествии на поезде по территории Германии, находившейся с Россией в состоянии войны. Разгадку этой тайны характерным образом спрячет он нас навеки товарищ Сталин.  

   Фридрих Платтен был другом Владимира Ильича Ленина.  При возвращении с проводов на фронт на Манежной площади  первого полка создаваемой Красной Армии автомобиль с Лениным был обстрелян и Фридрих Платтен, прикрыв собой Ленина, получил тогда, 1 января 1918 года, пулю.  Данное событие с участием вождя мирового пролетариата служит доказательством надуманности факта  создания нашей Красной Армии 23 февраля 1918 года.

   Это Платтен был связным на переговорах «с помощью переписки» Ленина с Петлюрой.  Платтен был информирован о немецких деньгах  Ленина.  Это Платтен сидел рядом с Лениным в президиуме  Конгресса Коминтерна в Москве в 1919 году.  «Фриц» много знал. Это Фридриху Платтену Ленин предложил на территории России реализовать ленинскую идею о сельскохозяйственной коммуне, что сблизит нас географически  с  этим таинственным революционером.  В чём же заключалась та ленинская идея?

   Удивительная страна – Россия.  95 лет назад каждый неграмотный крестьянин и солдат (что одно и тоже) не по одному разу, тыча прокуренным пальцем в бумагу,  «прочитал» долгожданный Декрет о земле, опубликованных большевиками на другой день после переворота в Петрограде.  Неграмотные крестьяне читали, а наши современники, после  ликвидации неграмотности – нет, не читали.  Декрет о земле лёг огромной гирей на чашу революционных весов, склонив всегда аполитичных крестьян России на молчаливую поддержку большевиков.  В чём заключалась магическая сила того декрета, почти дословно списанного из эсэровской программы земельной реформы? Вот отрывок из этого Декрета, который отменял частную собственность на землю:

     «Право  пользования  землей  получают  все  граждане  (без различия пола) Российского государства,  желающие обрабатывать ее своим трудом,  при помощи своей  семьи,  или  в  товариществе,  и только  до  той поры,  пока они в силах ее обрабатывать.  Наемный труд не допускается.  При случайном бессилии какого-либо члена сельского  общества в   продолжение   2   лет,   сельское   общество   обязуется,  до  восстановления его трудоспособности,  на этот срок прийти к  нему на помощь путем общественной обработки земли».

   Следует сказать, что тот «Декрет о земле» был написан дореформенным языком, и, например,  слово «бессилие» писалось «безсилие».

   Давайте представим себя на диком Западе Соединённых штатов во времена формирования страны и нации. К фермеру, загруженному решением огромного числа проблем, приезжает служащий и уведомляет, что его сосед заболел, и этот фермер должен пару лет до выздоровления соседа пахать его поле.  Нет сомнения, что большего тот служащий и сказать бы не успел, ибо был бы застрелен. Да и мыслимо ли было создать самый мощный в мире аграрный сектор американской экономики на таких условиях? В том, что вековая мечта о справедливости воплотилась в колхозах, виноваты были и российские крестьяне. Впрочем, эта сельскохозяйственная беда, зародившаяся на мечте о равенстве и справедливости, преследовала страну повсеместно.  В последние годы Советской власти,  когда агония экономики достигла апогея, я побывал на общественном поле окраины Жигулёвска, называемой Александровское поле.  Удивившись величине собираемого картофеля не более грецкого ореха, я полюбопытствовал такому чуду природы. Старик ответил, что без удобрений земля давно потеряла способность плодоносить. -«Почему же не удобряете землю?» Оказалось, система ежегодного распределения участков по жребию делает бессмысленным внесение удобрений её временным «хозяином», ведь на следующий год участок достанется другому, который навозом не занимался. А соседнему колхозу, на полях которого и осуществлялся этот агрономический эксперимент, было наплевать на проблемы огородников, и к поддержанию «работоспособности» поля он относился вполне по-советски. «Останетесь совсем без урожая» - сказал я старику, отцу жены. «Зато всё по справедливости» -  улыбнулся старик.

   А что Платтен, который в 1921 году стал секретарём Компартии Швейцарии? Собрал он желающих  переехать  в Россию для организации коммуны, невиданного доселе сельскохозяйственного объединения?  Да, собрал.  Группами, начиная с 1923 года, ехали романтики строить новое общество.  Платтен привёз даже своих престарелых родителей, чтобы и те наяву увидели новую жизнь, поселившись в конфискованном имении помещицы Катковой в селе Новая Лава. Отношения с местными крестьянами у переселенцев сразу не заладились.  Да и не мудрено было. За лишнюю лошадёнку прежде комбеды могли ограбить мужика и «репрессировать». А тут «понаехали», да ещё со своим трактором и различными невиданными механизмами.  И работают с утра до позднего вечера, что в этих краях было не принято.  Формально, это было объединение вполне зажиточных земледельцев - фермеров, сродни «кулацкой группировки».

   Желающих приехать в Советскую Россию  было бы намного больше, но странные слухи стали распространятся через плотную границу в Европу. То страшный голод, то «усиление классовой борьбы», то борьба с вредителями, то непонятная возня с «правым и левым уклоном»…. Как-то надо было объяснить причину заторможенного процесса построения светлого здания коммунизма, основанного на сплошных неудачах.

   Есть один исторический парадокс, о котором наша молодёжь должна знать, ибо о нём часто в совершенно искажённой форме писали советские историки. Парадокс заключался в том, что часть непримиримых врагов Советской власти среди белой эмиграции стала после гражданской войны откровенно писать в периодической печати о том, что они хотели бы дождаться построения социализма в СССР.  Среди них были  видные военачальники Добровольческой и других белых армий и известные политики. Одним из тех политиков был бывший депутат Императорской Государственной Думы (4-й, значит) Василий Витальевич Шульгин. Это его слова: «…просто необходимо, чтобы коммунистический опыт, зашедший так далеко, был беспрепятственно доведён до конца…». В конце войны при «зачистке» советской контрразведкой территории Восточной Европы он был арестован в Югославии и препровождён в СССР для суда. При том, что он не был гражданином СССР, его обвинили как изменника Родины, в антисоветской деятельности и приговорили к 25 годам тюрьмы. Срок он отбывал во Владимирском централе вместе с другими важными преступниками.  В процессе заключения следствие неожиданно выяснило, что антисоветская деятельность В.В.Шульгина заключалась в том, что он «мечтал увидеть социализм в СССР».  Предположение, что тюрьма его перековала, было опровергнуто информацией из старых европейских газет, что он и до войны мечтал о том же. Как же так могла опростоволоситься советская контрразведывательная и следственная машина?

Выйдя из тюрьмы, Шульгин написал небольшим тиражом книгу «Письма к русским эмигрантам», в которой автор подтвердил своё желание  увидеть  социализм  в СССР.  Вот это да!

   Впрочем, что ни делается, всё к лучшему. Партийное руководство страны решило сыграть спектакль с ярым врагом Советской власти, изменившим свои политические взгляды. Шульгин бал освобождён через 12 лет заключения и  приглашён почётным гостем на 22 съезд КПСС, что было исключительным явлением. После этого было принято решение снять фильм «Перед судом истории», где главную роль (В.В.Шульгина) должен был сыграть сам В.В.Шульгин, которого по ходу изобличает советский историк. Как ни странно, но на фильм, который «курировал» КГБ, не нашлось желающих действующих историков, которые по какой-то причине наотрез отказывались от многообещающего фильма. Пришлось взять на эту роль ленинградского артиста Сергея Свистунова. По слухам сотрудничавшего с  КГБ.

   Фильм есть в Интернете. Сюжет его прост, как не разлинованная бумага. В первой сцене Шульгин прилетает в Ленинград, где его на служебной Волге встречает Историк, и везёт по городу. По пути Василий Витальевич искренне радуется красивым проспектам с красавцами-высотками, обильно украшенными архитектурными излишествами. И так весь фильм. Потом его пустили в прокат,  и его увидели наши люди.

   Совершенно неожиданно выяснилось, отчего старик Шульгин давно мечтал увидеть социализм в СССР. До этого докопался кто-то из советских дипработников за рубежом. Оказалось, что после проигранной белой гвардией гражданской войны, эмиграция разделилась на три части.  Первая (небольшая) часть решила, что всё проиграно, и нужно устраивать свою жизнь  заново в Европе или Америке.  Воинствующая часть, особенно вошедшая в Российский общевойсковой Союз (РОВС) предлагала подкопить силы и начать новый военный поход против Советской страны.  Но была и третья сила в эмиграции, которая задумалась глубже других о судьбах России и мира. Они считали, что если сейчас, пролив реки крови, задушить молодую Советскую власть, то процесс поиска новой страны для постановки эксперимента по строительству социализма и коммунизма продолжится. Нужно дать возможность Советскому Союзу попытаться построить у себя социализм, а результат этого «строительства» будет уроком всем другим народам мира. И на этом идея о всемирном социалистическом лагере умрёт с минимальным числом человеческих жертв.

    Эта третья сила, частью которой был и Василий Витальевич Шульгин, ясно понимала, что никакого коммунизма построить не удастся. Тем более, что у всех  в СССР была разная точка зрения на эту общность. Кто-то, очень сильно заблуждаясь, считал, что коммунизм – это когда у человека будет всё, что он пожелает, причём не за деньги, а «прямо со склада при желании».  Как ни странно, но такая точка зрения бытовала у большинства простого народа нашей огромной и малообразованной страны. Была и другая, «правильная» точка зрения – это у товарища Сталина, полноправного Хозяина Советской страны. В 1946 году, при ожидании открытия после многолетнего перерыва заседания Верховного Совета СССР, он в своём кабинете объяснил присутствующим свою точку зрения на эту теорию. Он считал, что совершенно не важно, где живёт человек, во что одет, обут, как он образован, и обеспечен ли предметами быта. Коммунизм, считал наш Вождь, начнётся с бесплатной раздачи хлеба населению. А этого можно добиться, как заявил он, в ближайшие годы.  В стране, где царствовал голод и  ГУЛАГ, и практически на всех  значимых стройках основной рабочей силой были заключенные, вполне возможно, что такой коммунизм Сталин построил бы. Не надорвавшись. Надорвалась наша экономика в гонке «социалистического соревнования» с передовыми странами капитализма, объявленной после смерти Сталина. Именно эту гонку увидел Шульгин, когда его возили по стране, показывая чудо-стройки. А старик понимал – гонка за Соединёнными штатами обескровит и разорит советскую экономику. И он радовался своей правильной оценке реальной ситуации в стране.  Его знакомые, не понимая точку зрения третьей силы эмиграции, спрашивали, зачем он хвалит  могучие свершения социализма в своей книге? Старик лукаво оправдывался: «Обманули меня…». Хитрец он был, однако. После выхода из тюрьмы Шульгин потребовал себе отдельную квартиру, что было встречено с негодованием: «С какой это стати?».  «А вы почитайте речь вашего Ленина, вот в этом месте. Я предположил вслух во время его выступления, что первым делом большевики выкинут из квартир буржуев, а Ленин ответил: Вам, господин Шульгин, не о чем беспокоиться, у вас есть квартира и будет». Пришлось Советской власти дать Шульгину квартиру, «коли Ленин так сказал».

   Осознав, что Шульгин обвёл их вокруг пальца, политическое руководство страны изъяло фильм с проката и оставило Шульгина в покое. Он спокойно жил во Владимире, писал книги, встречался с интересными людьми.  Умер  в 1976 году. А  Историк – оппонент по фильму, Сергей Свистунов? После съёмок фильма он получил звание заслуженного артиста. Но ему, умершему в 2010 году, довелось увидеть и крах социализма и Советского Союза, что было ошеломляющим ударом по его мировоззрению.

   А что наш друг, Фридрих Платтен с его мечтой увидеть социализм наяву? Оказалось, что ни он, ни его друзья, приехавшие из зарубежья воплощать в жизнь мечту романтиков-революционеров, не дожили даже до 22 съезда КПСС, когда было объявлено на весь мир о построении социализма в СССР. «Колхозники» были поголовно репрессированы. А сам Платтен был в 1937 году арестован за хранение пистолета, подаренного ему В.И.Лениным. 22 апреля 1942 года, в день рождения своего друга В.И.Ленина, он прервал свой жизненный путь в застенках НКВД.  Так закончился эксперимент европейских романтиков-социалистов по воплощению своей мечты в отдельно взятой российской деревне. Как и предсказывали наши соотечественники из белой эмиграции, интерес к «марксовой науке» резко и повсеместно пошёл на убыль.

    На известной фотографии по левую руку от В.И.Ленина сидит Фридрих Платтен.

 

 Старое фото

 




Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, Вы можете зарегистрироваться.

Если Вы забыли пароль, Вы можете воспользоваться сервисом восстановления пароля.